Тара и упаковка относится к материальным условиям, необходимым для обеспечения бесперебойного процесса воспроизводства. В процессе доведения продуктов до потребителя тара и упаковка предохраняют товары от потерь, сохраняют их качество и количество, дают возможность механизировать погрузо-разгрузочные работы, эффективно использовать транспортные средства и складские помещения.
В целом, тару и упаковку можно рассматривать как комплекс защитных мер, что готовят товар к последующему транспортированию и хранению. Качественно сделанная тара и упаковка служит как средой сохранности какого-либо товара, так и средством рекламы. Если суммировать все свойства тары и упаковки, то можно получить следующее.
Тара и упаковка – амортизирующая среда для товара;
Упаковка - форма, приспособленная для удобства перевозки
Тара и упаковка - важнейший носитель рекламы.
Стоимость тары и упаковки целиком входит в стоимость созданного товара и полностью оплачивается покупателями. Художественное оформление упаковки облегчает нахождение нужного потребителю товара и информирует о содержании товара.
Вся упаковка делиться на три большие группы: внутренняя (потребительская), цеховая (внутризаводская) и внешняя (транспортная).
Внутренняя упаковка - неотъемлемая часть расфасованных товаров, что переходит с упакованными в неё продуктами в полную собственность потребителя. К ней относятся: бумажные обёртки, картонные коробки, жестяные банки и т. д.
Цеховая упаковка - применяется для обеспечения сохранности передвигаемого сырья, полуфабрикатов, запасных частей и готовой продукции внутри предприятия. Как правило, для этой цели используются деревянные сплошные и решётчатые ящики, поддоны и пр.
Транспортная упаковка применяется для хранения товаров в процессе продвижения их от производителя до потребителя. К ней относятся деревянные, металлические, полиэтиленовые ящики, бочки, барабаны, фляги, тканевые и бумажные мешки, паковочные ткани и пр.
Основные требования, предъявляемые для тары и упаковки всех видов это: лёгкость, прочность и дешевизна. Увеличение производства упаковки из картона, полимерных, древесноволокнистых и древесностружечных материалов позволяет повысить коэффициент использования складской ёмкости и транспортных средств.